Регламент для учебно-тренировочных кордовых авиамоделей
Кубок Наставника – это любительские соревнования для юных авиамоделистов на кордовых учебно-тренировочных авиамоделях.
Место проведения: г. Краснодар
Статус соревнований: Внутриклубные соревнования для воспитанников центров юных техников Штурм с приглашением сторонних авиамоделистов (на усмотрение организаторов)
Календарный интервал проведения: июль-сентябрь каждого года
Допущенные авиамодели: кордовые учебно-тренировочные, построенные участником самостоятельно, с размахом крыла не более 1000 мм.
Тип двигателя:
а) ДВС (компрессионный или калильный) объем не более 2,5 см.куб. Запуск стартером допустим. Класс двигателя хоббийный. Спортивные, значительно доработанные двигатели запрещены.
б) ЭЛЕКТРО с тягой не более 1,2 кг, мощность регулятора (ESC) не более 30 А, аккумулятор не более 3S.
Длинна корд:
а) ДВС – 15,92 метра от оси авиамодели до оси ручки управления. Стальные витые тросики диаметром 0,3-0,4 мм
б) ЭЛЕКТРО – от 5 м до 15,92 метра от оси авиамодели до оси ручки управления. Стальные витые тросики диаметром 0,1-0,4 мм. Капроновые нити.
Зачетные категории:
ДЕБЮТ – допускаются авиамодели с ДВС на корде 15,92 м. но без выхода в финал, а также ЭЛЕКТРО на любом корде, без выхода в финал.
АБСОЛЮТ – допускаются авиамодели только с ДВС на корде 15,92 м. Страховочный трос на двигателе и страховочная петля на ручке управления – обязательны. Шлем – обязательно для пилота и механиков.
Количество туров: 2 (два), в каждом туре участнику дается совершить 2 попытки.
Программа выступления в категории ДЕБЮТ:
- Запуск двигателя в течении 1 минуты
- Взлет (плавность и аккуратность взлета)
- База 10 кругов
- Полет в горизонте 80 см, 2 круга
- Полет по 45 градусов 2 круга
- Поворот на горке
- Посадка (плавность и аккуратность посадки)
Между каждой фигурой обязательно 1-2 разделительных круга. Перед выполнением фигуры сигнал рукой для судей обязательно.
В случае невыполнения п.1 в установленное время участник покидает кордодром и может воспользоваться второй попыткой после всех участников в данном туре. Если во второй попытке участник не выполняет п.1 – он получает 0 очков данном туре.
Очередность выполнения программы выступления является критически важным условием. В случае нарушения порядка выполнения фигур судьи имеют право не оценивать дальнейшее выступление участника. Протесты не принимаются.
Взлет авиамодели в данной категории только с шасси, взлет с рук – запрещен.
Программа выступления в категории АБСОЛЮТ:
- Запуск двигателя в течении 1 минуты
- Взлет (плавность и аккуратность взлета)
- База 10 кругов
- Полет в горизонте 80 см, 2 круга
- Полет по 45 градусов 2 круга
- Поворот на горке
- Посадка (плавность и аккуратность посадки)
- ФИНАЛ
Между каждой фигурой обязательно 1-2 разделительных круга. Перед выполнением фигуры сигнал рукой для судей обязательно.
В случае невыполнения п.1 в установленное время участник покидает кордодром и может воспользоваться второй попыткой после всех участников в данном туре. Если во второй попытке участник не выполняет п.1 – он получает 0 очков данном туре.
Очередность выполнения программы выступления является критически важным условием. В случае нарушения порядка выполнения фигур судьи имеют право не оценивать дальнейшее выступление участника. Протесты не принимаются.
Взлет авиамодели в данной категории только с шасси на асфальте, взлет с рук – разрешен только на грунтовой площадке.
После завершения всех попыток участников в 2-х турах и подсчета результатов в ФИНАЛ выходят 4 участника. Определение победителя соревнований в категории АБСОЛЮТ среди участников финала проходит по правилам «Воздушного боя» F-2-D на грунтовой площадке.
Работа судей:
Все проведение соревнований, соблюдения регламента, тайминга, разбор спорных моментов осуществляет Главный судья соревнований. Оценку программы выступления каждого участника оценивают линейные судьи. Подсчет и систематизацию результатов осуществляет секретарь стартов. Мнение и позиция линейных судей, в случае спорных моментов для главного судьи приоритетны, над позицией участников соревнований, зрителей, болельщиков и т.д.
Для судейства организатор соревнований привлекает от 3 судей. Каждый судья оценивает выполнение полетной программы участником по каждой фигуре, путем выставления баллов от 1 до 10 (по внутреннему смотрению и собственному мнению). Баллы фиксируются в полетном листе участника. Итоговый балл за каждый тур вычисляется путем суммирования баллов каждого участника и делением результата на количество судей (среднее арифметическое). Подача протестов не предусмотрена. Замечания не лишенные здравого смысла допустимы.
Для категории ДЕБЮТ – места распределяются по итогам подсчетов баллов в основных турах
Для категории АБСОЛЮТ – подсчет баллов в основных турах является основанием для определения 4-х финалистов (участников набравших наибольшее количество баллов)
Проведение соревнований в категории ДЕБЮТ – 1 день
Проведение соревнований в категории АБСОЛЮТ – допустимо разделение на 2 дня (в зависимости от погодных условий)
Регламент ½ F-2-F «Детская гонка»
Это соревнование пилотов в возрасте до 18 лет на кордовых гоночных авиамоделях на скоростное прохождение заданной дистанции с обязательными дозаправками.
Площадка для соревнований:
- асфальтовое покрытие
- размер от 15х15 метров
Количество экипажей:
Минимум 2, до 3-х в каждом полете. Кворум для проведения соревнований – 3 экипажа
Дистанция:
- 100 кругов в туре, 2 дозаправки обязательно = 6280 метров
- 200 кругов в финале, 2 дозаправки обязательно = 12560 метров
Состав экипажа на старте:
- Пилот
- Механик
- Помощник механика (не старше 18 лет) – при необходимости
ШЛЕМЫ ОБЯЗАТЕЛЬНЫ ДЛЯ ВСЕХ УЧАСТНИКОВ ГОНКИ!
Технические характеристики авиамодели:
Длина корд – 10 метров, гибкий шнур в ручке управления допустим, при условии, что расстояние между осью ручки и осью авиамодели будет одинаковое у всех участников гонки. Ориентир на самый короткий вариант.
- Двигатель – до 1,5 куб (компрессионный, калильный).
- Запуск стартером – допустим.
- Вес модели – до 500 гр.
- Размах крыла – до 500 мм.
- Длина фюзеляжа – до 450 мм, толщина – до 20 мм.
- Высота фюзеляжа максимальная – 105 мм.
- Колесо – от 25 до 37 мм.
- Автомат остановки, глушилка – не допускаются.
- Бак – до 15 см .куб. жесткий
Порядок проведения гонки, подсчёт результатов, штрафы и наказания для экипажей – аналогично классу F-2-F (отредактированы под технические требования авиамоделей выше )
Класс F2F – Гоночные контурные модели с компрессионными двигателями.
4.Н.1. Определение гонок контурных моделей
а) Гонки контурных моделей – это соревнования, где после отборочных гонок следует финальная гонка , в которых одновременно участвуют три специальные модели , летая по одному и тому же кругу , каждая из них управляется своим экипажем, состоящем из одного пилота и одного механика. В исключительных случаях в гонках могут участвовать только два экипажа.
b) Гонки проводятся на заранее установленное количество кругов в соответствии с расстоянием, которое должно быть пройдено с посадками для дозаправки. Регистрируется время, показанное каждой моделью при прохождении этого расстояния после подачи стартового сигнала.
c) Отборочные гонки проводятся на дистанции 100кругов. Финальная гонка проводится на дистанции 200 кругов. Два пит стопа (посадка для дозаправки) обязательны для квалификационной гонки и для финальной гонки.
d) Во время гонки пилоты остаются в центре круга. Их единственной функцией является управление моделью. Механики находятся вне полетного круга, в соответствии с пунктом 4.H.2. В их функции входит запуск и регулировка двигателя, когда модель находится на земле, и обычные другие действия, обеспечивающие участие модели в гонках. Двигатель должен запускаться рукой за пропеллер, либо внешним стартером.
f) Во время гонки механики должны носить шлем безопасности с ремешком под подбородком, достаточно прочный, чтобы выдержать удар модели, участвующей в командных гонках.
4.Н.2. Место проведения гонок контурных моделей.
Место проведения командных гонок должно представлять собой два концентрических круга размеченных на земле:
а) Круг, используемый механиками, имеет радиус от 13 м. Этот круг называется полетным кругом и разделен на шесть равных секторов по 60 градусов каждый. В каждом секторе на внешней стороне полетного круга должна быть размечена площадка длинной 1 м для старта и заправки. Это место называется площадкой обслуживания.
b) Круг, используемый пилотами, имеет радиус 3 м. Он называется центральным кругом. Центр этого круга маркируется белой меткой диаметром не менее 0.3 м.
4.H.3. Определение контурной гоночной авиамодели.
Гоночной авиамоделью называется авиамодель, тяга которой обеспечивается поршневым двигателем, а подъемная сила образуется за счет воздействия аэродинамических сил на несущие поверхности управления, которые остаются неподвижными во время полета (за исключением поверхностей управления).
4.H.4 Характеристики контурных гоночных авиамоделей.
g) Максимально допустимый объем топлива 15см3. Разрешается только один бак. В топливном баке должно быть топливо и смазочное масло.
h) Модель должна летать против часовой стрелки
i) Шасси должно обеспечивать нормальный взлет и посадку.
j) На всем протяжении гонок модель должна оставаться в состоянии, определяемым пунктами 4.H.4 (a) - (l), в противном случае она будет дисквалифицирована.
k) Топливный бак, соединительные трубки и любые заправочные клапана должны быть доступны для точного измерения, чтобы можно было определить полный объем системы. Если организаторы считают систему недоступной или не допускающей точного измерения, экипаж может быть дисквалифицирован.
4.H.5 Органы управления – Техническая проверка
a) Длина кордовых нитей равна радиусу полетного круга составляет 10 м. Она измеряется от оси ручки управления до оси пропеллера.
b) Система управления модели должна состоять из двух кордовых нитей. Если используется одиночная проволока, то она должна иметь минимальный диаметр 0.30 мм с допуском в минус 0.11 мм. Если используется корд из витого троса, то он должен иметь минимум три жилы, и все жилы должны иметь равный диаметр, а скрученная комбинация должна иметь минимальную толщину 0.34 мм без допуска в минус. Во всех случаях корды должны измеряться, используя подходящий инструмент с измерительными поверхностями диаметром от 5 мм минимум и максимум 8 мм. Перед каждой гонкой производится испытание приложением к подсоединенным к модели кордам управления нагрузки равной 10-ти кратному весу модели и максимум (10кг). Ручка управления должна быть сделана так, чтобы расстояние между осью ручки и точки подвижного крепления корд не превысило 40 мм. Допускается непреднамеренное перекручивание и/или соединение двух кордовых нитей вместе между точками их выхода из модели и точкой, расположенной в 300 мм от ручки. Разрешается использование гибкого приспособления(й) для группирования нитей, закрепляемого на конце крыла и выступающего максимум на 20 мм.
с) Топливный бак: Емкость топливного бака проверяется с помощью точной системы путем визуальной проверки объема топлива, заливаемого в бак и соединительные трубки. Проверка производится перед соревнованиями и может быть проведена после каждой гонки в дополнение к проверке после финала.
4.H.6. Организация гонок
а) На старт вызываются одновременно три экипажа (в исключительных случаях –два) в порядке, определенном жеребьевкой. Гонки между двумя экипажами переносятся на конец тура, чтобы к ним можно было добавить экипажи, ранее получившие «перелет».
b) Жеребьевка организуется таким образом, чтобы только один экипаж из одной команды мог участвовать в отборочных гонках.
с) в случае отсутствия гонки, в которую можно включить экипаж, получивший перелет, судейская коллегия F2F приглашает добровольцев дополнить гонку. Судейская коллегия F2F организует жеребьевку среди экипажей добровольцев и экипажей, получивших перелет. Если желающих не находится, экипажу разрешается лететь в одиночку, чтобы выполнить квалификационную попытку в данном туре.
d) Экипажам может быть разрешен пробный запуск двигателей непосредственно перед выходом в круг под наблюдением организаторов так, чтобы запуск не помешал процедуре начала гонки. Механикам не разрешается передвигаться с работающим двигателем.
е) Каждая из моделей, которая должна участвовать в гонке, располагается на площадке обслуживания (см. пункт 4.Н.2.а). Модель, имеющая первый стартовый номер, занимает площадку, выбранную ее экипажем. Остальные экипажи выбирают оставшиеся свободные площадки в порядке жеребьевки. Выбранная площадка обслуживания считается занятой до окончания гонки. Во время финальной гонки выбор площадок производится согласно результатам, полученным в квалификационных гонках. Экипаж, имеющий лучшее время, выбирает первым, экипаж со следующим результатом выбирает вторым и т.д. В случае ничейного результата вопрос решает лучший второй результат экипажа, полученный в квалификационных гонках.
f) После входа в круг запрещается запускать двигатель до того, как начальник старта подаст первый сигнал, если только это не разрешено начальником старта.
4.H.7. Гонки от старта до финиша
а) Каждый экипаж обслуживают два хронометриста. Они находятся вне полетного круга, около площадки обслуживания модели, которую они контролируют. В их обязанности входит хронометраж и счет кругов, которые проходит модель экипажа.
b) Первый сигнал, поданный начальником старта, разрешает механикам начать прогрев двигателя в течении 90 секунд. Второй сигнал (визуальный и акустический) означает конец времени прогрева и обязывает механиков остановить двигатели.
c) Для окончательной подготовки (заправки баков) дается еще 30 секунд, и начальник старта объявляет последние 5 секунд, начиная обратный отсчёт. d) Стартовый сигнал подается начальником старта визуально (флагом) и звуком. В течении последних 3 секунд обратного отсчета механики должны стоять прямо, вблизи своей модели и пилоты должны сидеть на корточках на границе центрального круга одной рукой касаясь земли, а их ручки управления должны находиться так близко к земле, как это определено судейской коллегией F2F. Стартовый сигнал должен быть резким и отрывистым для правильного хронометрирования.
e) Полет модели должен проходить на нормальной высоте от двух до трех метров, за исключением обгона, взлета и посадки.
f) Пилоты должны держать свои ручки управления и модель в плоскости , перпендикулярной линии, соединяющей их плечи, и проходящей через ось симметрии их тела. Рука пилота, управляющая моделью, должна находиться на вертикальной линии, соединяющей середину груди и верхнюю точку лба, за исключением обгона, взлета и посадки, когда смена положения допускается только на три круга.
g) Обгон совершается пролетом сверху. Высота полета при обгоне не должна превышать шести метров. Пилот, которого обгоняют, ни в коем случае не должен совершать какого-либо маневра, который может помешать обгоняющему пилоту, и пропустить его, когда обгон завершен.
h) На неработающем двигателе модель может пройти максимум два круга.
i) Посадка производится внутри полетного круга.
j) Модель с остановленным двигателем должна коснуться земли прежде, чем механику разрешается поймать ее.
k) После того, как механик поймал модель, он должен уйти на ближайшую свободную площадку обслуживания от точки остановки модели. Площадка считается занятой, если на ней располагается механик, даже если его модель находится в воздухе.
l) После того, как механик поймал модель, и только тогда пилоту разрешается заступить одной ногой из центрального круга.
m) Во время дозаправки и повторного запуска двигателя, и до момента выпуска модели, механик должен сохранять контакт модели с землей хотя бы в одной точке, а осевая линия модели должна быть вне полетного круга. В течении этого времени пилот должен пригнутся и сидеть на корточках внутри центрального круга. Он сохраняет касание одной рукой земли и его ручка управления и кордовые нити должны быть так близко от земли, как это определено судейской коллегией F2F, до повторного старта модели.
n) Гонка заканчивается, когда все участвующие в ней модели пройдут заданное число кругов, соответствующее требуемому расстоянию, или когда истекает официальное время , равное 10 минутам для отборочных гонок, или 15 минутам для финальных гонок.
o) Когда модель оканчивает гонку или не может продолжать ее после остановки, пилот этой модели должен сесть или присесть на корточках за пределами центрального круга и оставаться там до тех пор, пока остальные участники продолжают гонку, если только начальник старта не разрешит ему оставить полетный круг раньше.
4.H.8 Определение зачетного полета
Полет для каждого участника в любой гонке считается зачетным, если не предоставляется перелет. Попытка предоставляется:
а) Любому экипажу в отборочных турах, если гонка была прервана из-за столкновения или препятствия не по вине данного экипажа.
b) Финал, который был прерван из-за столкновения или препятствия прежде, чем любой из участников завершил 100кругов полета, должен быть остановлен, и всем участникам, за исключением тех, которые в момент остановки гонки были дисквалифицированы, присуждается попытка.
с) Если до завершения 50 кругов в отборочных гонках одним из экипажей среди тех, кто начинал гонку, только один продолжает полет модели, гонка объявляется не действительной и рассматривается, как попытка для оставшегося экипажа. Экипаж, которому присуждается попытка, имеет право участвовать в другой гонке.
4.H.9 Предупреждения – отстранения
При каждом предупреждении главный судья извещает руководителя провинившегося экипажа так, чтобы он, в свою очередь мог передать причину предупреждения механику. В случае опасного нарушения правил, судейская коллегия F2F может отстранить экипаж от гонки.
ЭКИПАЖ ПОЛУЧАЕТ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ:
а) Если пилот мешает или создает препятствие для другого пилота, либо своими действиями в круге (например: поднимая руку над головой на взлете), либо маневром своей модели, что не позволяет другой модели нормально летать и приземляться.
b) Если пилот вместо того, чтобы ходить вокруг центра, стоит на одном и том же месте или двигается назад, или постоянно держит центр круга между собой и моделью.
с) Если стиль полета не соответствует требованиям 4.H.7.f).
d) Если пилот прилагает физическое усилие для увеличения скорости своей модели во время зачетного полета.
e) Если превышается предписанная высота полета
f) Если в начале гонки или во время остановок на обслуживание, одна рука не касается земли, ручка управления , кордовые нити и модель не находятся на высоте предписанной судейской коллегией F2F и экипаж может быть отстранен от гонки.
g) Если механик обслуживает модель, осевая линия которой, находится внутри полетного круга
h) Если пилот не пропустил обгоняющего по окончании обгона
i) В любом другом случае грубого нарушения правил
ЭКИПАЖ ОТСТРАНЯЕТСЯ ОТ ГОНКИ:
j) Если пилот заступит за пределы центрального круга прежде , чем механик поймает модель , и/или действия пилота не соответствуют требованиям пунктов 4.H.7.i) и m).
k) Если механик вступает в полетный круг( любой ногой), или проникает в полетный круг более чем на 0.5 метра.
l) Если механик извлекает свою модель с помощью какого-либо приспособления.
m) Если обгон совершается пролетом снизу под более медленно летящей моделью.
n) Если пилот, модель которого обгоняют, совершает какой-нибудь маневр, препятствующий обгону.
o) Если член экипажа или его модель являются причиной столкновения.
p) Если происходит сбрасывание чего-либо с модели, или модель не отвечает требованиям 4.H.4.a). - i).
q) Если модель пролетает более двух кругов с выключенным двигателем
r) Если механик ловит модель с работающим двигателем или с остановившимся двигателем до касания земля.
s) Если участвующий в соревнованиях экипаж после того, как были проверены параметры модели, использует части или элементы не проходившие контроля; если экипаж внес изменения в свою модель(и), изменяя характеристики или технические требования , определяемые правилами, это может привести к наложению штрафов, согласно Общему разделу Спортивного Кодекса.
t) Если действия механика не соответствуют правилам 4.H.7.k) и l).
u) Если экипаж набрал три предупреждения во время гонок
4.H.10. Отбор экипажей и определение мест
a) Каждый экипаж должен принять участие как минимум в одной отборочной гонке, чтобы получить право на участие в финале. Должно проводится две отборочные гонки или по решению организаторов соревнований три гонки.
b) в финальной гонке участвуют три экипажа показавшие лучшее время в отборочных гонках. По усмотрению организаторов соревнований, может быть организован специальный финал для экипажей из числа заявленных, показавшие три лучших результата в квалификационных гонках, которые использовали стальные поршень/гильзу
c) Если после отборочных туров результаты совпадают у двух и более экипажей, учитываются вторые их лучшие результаты (и так далее в случае проведения трех гонок). Если и после этого совпадение остается, то между этими экипажами проводится гонка, победители которой выходят в финал. Выбор секторов обслуживания, при этом определяется номерами, полученными при жеребьевке.
d) Эта система развязывания ничейных результатов применяется только в том случае, если более чем три экипажа претендуют на выход в финал
e) Экипажам, участвующим в финальной гонке, присваиваются первые места в списке занятых участниками мест, причем во внимание принимается только время, показанное во время финальной гонки.
f) Все остальные экипажи занимают места согласно лучшему результат в отборочных турах. Занятое место любого экипажа, который выбыл из гонки или не завершил гонку в установленное время, но не был дисквалифицирован, занимают места согласно количеству пройденных кругов.
g) Если более чем один экипаж дисквалифицирован в финале, они занимают места в списке в зависимости от количества пройденных кругов. Дисквалифицированный экипаж всегда помещается ниже, чем не дисквалифицированный экипаж. Примечание: Решение судейской коллегии F2F должно быть сообщено счетчикам кругов для установления количества пройденных кругов без нарушений
4.H.11. Судьи и хронометристы
а) Организаторы должны назначить судейскую коллегию, по крайней мере из трех судей.
b) Каждый экипаж должны обслуживать два хронометриста с электронными секундомерами, регистрирующими, как минимум, 1/100 секунды с пределом измерения не менее 15 минут.
d) Зачетное время определяется как среднее значение зарегистрированных хронометристами показаний и округляется с точностью до 1/10 секунды в большую сторону. Расхождение между показаниями не должно превышать 1секунды. Если показания различаются более чем на 1 секунду, экипаж имеет право выбора между средними показаниями или перелет.
4.H.12 Обязанности судейской коллегии F2F
а) Судейская коллегия F2F наблюдает и оценивает поведение каждого экипажа во время гонок. Экипажам сообщается о каждом нарушении визуальными сигналами. Максимум после трех нарушений экипаж отстраняется от гонки.
b) Предупреждения и отстранение от гонки передаются каждому экипажу с помощью трех цветных световых сигналов: Зеленый сигнал- первое предупреждение (первое нарушение) Желтый сигнал- второе предупреждение (повторение первого нарушения или новое нарушение) Красный сигнал- отстранение (повторение предыдущих нарушений или новое нарушение)
c) Экипажу, запустившему двигатель(и) во время обратного отсчета перед стартовым сигналом, добавляется штрафное время 5 секунд.